История эльфов.

Как известно, все основные сведения по истории эльфов мы черпаем из книги Дж.Р.Р.Толкиена "Сильмариллион". Цитировать этот первоисточник мне кажется бессмысленным, поскольку сегодня не составляет никакого труда прочесть его как в бумажном виде, так и в электронном.

Здесь же я хочу разместить некоторые материалы, которые встречаются несколько реже. Это не изложение истории как таковой, а некоторые разрозненные сюжеты или комментарии.

Первое что я здесь помещаю, это фрагменты "Неоконченных сказаний". Книга эта была составлена Кристофером Толкиеном по черновикам его отца, Джона Р.Р. Толкиена.

"История Галадриэль и Келеборна" может оказаться интересной тем, кто хочет получить какую-либо информацию о Келеборне, а так же узнать что-то об отковке Колец Власти и вообще об Эрегионе.

"Амрот и Нимродэль" - это история любви Амрота, короля Лориэнского к девушке Нимродэль из лесных эльфов. Сюжет этот мельком упоминается во "Властелине Колец" (песню об этом поет Леголас при приближении к Лориэну), но подробности становятся известны лишь отсюда.

По поводу Лесных эльфов у Толкиена сохранилось несколько текстов, составивших приложения к истории о Галадриэль и Келеборне. Первое из них - "Лесные эльфы и их язык".

К этой же группе текстов относится и приложение "Синдарские князья Лесных эльфов", где рассказывается о правителях лесных эльфов (Орофере, Трандуиле, Малгаладе).

"Элессар" - история создания одного (или двух :)) из прекраснейших творений эльфийских мастеров - камня Элессар.

О чем повествует рассказ "О Туоре и его приходе в Гондолин", думаю, понятно из названия. Это неоконченная Толкиеном часть истории о падении Гондолина. И, хотя Туор не был эльфом, его судьба тесно сплелась с историей Гондолина, завершившейся в конце концов трагически (хотя об этом и не рассказывается в данном рассказе). Думаю, будет интересен тем, кто, как и я, интересуется всем, что связано с историей Скрытого Королевства.

Еще один текст посвящен геральдике (главным образом, родов Гондолина). Информация взята, главным образом, из "Падения Гондолина" (полный текст мне до сих пор не попадался). Я долго не мог определиться, помещать ли его в раздел "История" или "Культура", но решил, что все же ему найдется место здесь. "Геральдика гондолинских родов".

Лесные эльфы и их язык.

Согласно "СИЛЬМАРИЛЛИОНу" (стр. 89), некоторые из Нандора, эльфы-тэлеры, которые покинули рубежи Эльдара на восточной стороне Мглистых Гор, "веками жили в лесах Долины Великой Реки", в то время, как другие, как сказано, ушли вниз по Андуину к его устьям, а третьи пришли в Эриадор: из них и вышли Зеленые Эльфы Оссирианда. 

В позднем этимологическом обсуждении имен Галадриэли, Келеборна и названия Лориэн отмечается, что Лесные эльфы произошли от тэлеров, которые остались в Долине Андуина: 

"Лесные эльфы (Таварвайт) были по происхождению из Тэлери, и потому дальняя родня синдарам, хотя и были далеки от них больше, чем Тэлери Валинора. Они происходили от тех тэлеров, которые в Великом Походе устрашились Мглистых Гор и остались в Долине Андуина, и потому так и не добрались до Белерианда или до Моря. Поэтому они были сродни нандорам, называемым иначе Зелеными эльфами, Оссирианда, которые затем перешли Горы и пришли наконец в Белерианд."

Лесные эльфы укрывались в лесных крепостях за Мглистыми Горами, и стали малыми и разобщенными племенами, которые трудно было отличить от племен Авари; 

"Но они еще помнили, что происходят из Эльдара, из Третьего Колена, и приветствовали нолдоров и особенно синдаров, которые не ушли за Море" [в начале Второй Эпохи]", а переселялись на Восток. Под их предводительством они снова стали народом и возвысились в мудрости. Трандуил отец Леголаса, одного из Девяти Путников, был синдаром, и в его доме говорили на этом языке, хотя и не весь его народ. 

В Лориэне, где многие жители были синдарами или нолдорами-беженцами из Эрегиона, синдарин стал языком всего народа. Насколько и чем их синдарин отличался от наречий Белерианда - см. "ХРАНИТЕЛИ" II 6, где Фродо говорит, что язык Лесного народа, на котором они говорят между собой, не похож на языки эльфов Запада - сейчас, конечно же, неизвестно. Возможно, отличие было немногим больше того, что в просторечии называют "говором": различий в произношении гласных звуков и интонациях было бы достаточно, чтобы ввести в заблуждение того, кто, как Фродо, не был хорошо знаком с правильным синдарином. Были наверняка и какие-нибудь местные слова, и другие особенности, обусловленные влияним старого Лесного языка. Лориэн долгое время был отрезан от окружающего мира. Несомненно, некоторые имена, сохранившиеся из прошлого, такие, как АМРОТ и НИМРОДЭЛЬ, не могут быть полностью объяснены в рамках синдарина, хотя и совпадают с его формами. КАРАС - скорее всего, старое слово, обозначающее крепость, обнесенную рвом, слово, которого нет в синдарине. ЛОРИЭН, вероятно, искаженное старое название, ныне утерянное" [хотя ранее давалось первоначальное Лесное или нандорское название ЛОРИНАНД; см. стр. 252, прим. 5]. 

С этими замечаниями о Лесных именах и названиях сравним Приложение Е (I) к "ВЛАСТЕЛИНу КОЛЕЦ", раздел "Об эльфах", сноска (появившаяся только в пересмотренном издании). 

Другое общее утверждение по поводу Лесного эльфийского можно найти в лингвистическом и историческом обсуждении, датирующемся тем же временем, что и процитированное выше: 

"Хотя наречие Лесных эльфов, когда они снова встретились со своими сородичами, с которыми долго были разделены, отличалось от синдарина так сильно, что оказалось едва понятным, после небольшого изучения выявилось его родство с эльдарскими языками. Сравнение Лесного наречия с их собственным языком очень занимало ученых людей, особенно нолдорских корней, но, несмотря на это, о Лесном эльфийском известно немного. Лесные эльфы не изобрели никакой письменности, а те, кто обучился этому искусству у синдаров, писали, как могли, на синдарине. К концу Третьей Эпохи говорить на Лесных эльфийских языках в тех двух странах, которые имели большое значение во время Войны Кольца, Лориэне и владениях Трандуила в Северном Лихолесье, вероятно, совсем перестали. Все, что осталось от них в летописях - это немного слов и несколько имен и названий мест."

Синдарские князья Лесных эльфов.

В Приложении Б к "ВЛАСТЕЛИНу КОЛЕЦ" в примечании к Повести Лет Второй Эпохи сказано, что "до того, как был построен Барад-дур, многие синдары уходили на восток, и некоторые из них основывали поселения в дальних лесах, населенные большей частью Лесными эльфами. Трандуил, король севера Зеленолесья Великого, был одним из таких."

Кое-что еще об истории этих синдарских князей Лесных эльфов можно найти в поздних филологических работах отца. Так, в одном очерке говорится, что владения Трандуила

"простирались в леса, окружавшие Одинокую Гору и росшие по западным берегам Долгого Озера, до прихода гномов, бежавших из Мории, и нашествия Дракона. Эльфийские жители этой страны пришли с юга, будучи сородичами и соседями эльфов Лориэна; но жили они в Зеленолесье Великом к востоку от Андуина. Во Вторую Эпоху их король Орофер" [отец Трандуила, отца Леголаса] " отступил на север за Ирисные Низины, чтобы избавиться от влияния и давления гномов Мории, которая стала тогда величайшим из жилищ гномов, известных в истории; он также не одобрял и вторжения Келеборна и Галадриэли в Лориэн. Но тогда между Зеленолесьем и Горами особенно бояться еще было нечего, и между его народом и их сородичами за Рекой постоянные отношения поддерживались до Войны Последнего Союза.

Несмотря на стремление Лесных эльфов как можно меньше вмешиваться в дела Нолдора и Синдара, равно как и всех других народов гномов, людей или орков, Ороферу доставало мудрости предвидеть, что мир не вернется, пока не будет побежден Саурон. Поэтому он собрал большое войско в своем народе, тогда многочисленного, и, присоединившись к малому войску Малгалада Лориэнского, повел воинство Лесных эльфов в битву. Лесные эльфы были стойки и доблестны, но плохо вооружены и оснащены по сравнению с эльдарами Запада; они также были независимы и не расположены подчиняться верховному командованию Гил-Галада Поэтому их потери оказались более тяжелы, чем это могло бы быть даже в той ужасной войне. Малгалад и более половины его войска полегли в великой битве на Дагорладе, отрезанные от всей армии и заведенные в Гиблые Болота. Орофер был убит в первой же атаке на Мордор, бросившись вперед во главе самых отважных своих воинов прежде, чем Гил-Галад подал сигнал к наступлению. Его сын Трандуил уцелел, но когда война закончилась и Саурон пал, как тогда казалось, он увел домой едва ли треть того войска, что отправилось на войну."

Малгалад Лориэнский не появляется больше нигде, и здесь не называется отцом Амрота. С другой стороны, дважды (стр. 240 и 243) говорится, что Амдир отец Амрота пал в битве на Дагорладе, и из этого можно сделать вывод, что Малгалад и есть Амдир. Но какое из имен следует предпочесть, я сказать не могу. Очерк продолжается:

"Затем последовал долгий мир, в течение которого число Лесных эльфов снова выросло; но они были встревожены и обеспокоены, ощущая перемену в мире, которую несла с собой Третья Эпоха. Люди также множились и становились сильнее. Владения нуменорских королей в Гондоре расширились к северу до границ Лориэна и Зеленолесья. Вольные Люди Севера, как называли их эльфы потому, что они не управлялись Дунэдайном и не были большей частью подданными Саурона или его прислужников, распространялись на юг: большей частью к востоку от Зеленолесья, но некоторые обосновывались и на краю леса и в лугах Долины Андуина. Более угрожающими были слухи с Дальнего Востока: Дикари пришли в движение. Бывшие прислужники и поклонники Саурона, они избавились теперь от его тирании, но не от зла и тьмы, которую он воцарил в их сердцах. Среди них полыхали жестокие войны, от которых многие бежали на запад, и души их были полны ненависти, и всех живущих на Западе они считали своими врагами, которых следует истреблять и грабить. На сердце же Трандуила лежала и другая, более мрачная тень. Он видел ужас Мордора и не мог его забыть. Когда он глядел на юг, воспоминания омрачали ему солнечный свет, и хотя он знал, что Мордор сломлен, опустошен и находится под надзором людских Королей, страх в его сердце говорил, что он завоеван не навсегда: он восстанет вновь."

В другом отрывке, написанном в то же время, что и предыдущий, сказано, что когда миновал тысячный год Третьей Эпохи и Тень пала на Зеленолесье Великое, Лесные эльфы под правлением Трандуила

"отступили от нее, а она все продвигалась на север, пока Трандуил наконец не основал свое владение на северо-востоке леса и вырыл там крепость и дворец под землей. Орофер был синдарских кровей, и Трандуил, его сын, несомненно, следовал примеру Короля Тингола Дориатского; хотя его подземные залы нельзя сравнить с Менегротом У него не было ни искусности, ни богатства, ни помощи гномов; и в сравнении с эльфами Дориата его Лесной народ был простецким и темным. Орофер пришел к ним всего лишь с горстью синдаров, и скоро они смешались с Лесными эльфами, приняв их язык и взяв Лесные имена. Это они сделали по своей воле; ибо они (как и другие такие же странники, забытые легендами, или лишь кратко в них упомянутые) вышли из Дориата после его разрушения и не желали ни покидать Средиземье, ни смешиваться с другими синдарами Белерианда, предводимыми Нолдорскими Изгнанниками, к которым народ Дориата не питал большой любви. Они сами хотели стать Лесным народом и вернуться, как они говорили, к простой жизни, которую вели эльфы до того, как вмешательство Валар потревожило их."

Нигде, кажется мне, не разъясняется, как принятие Лесного языка синдарскими правителями Лесных эльфов Лихолесья, как описано здесь, соотносится с утверждением, цитируемым на стр. 257, что в конце Третьей Эпохи во владениях Трандуила перестали говорить на Лесном эльфийском.